четверг, 17 октября 2013 г.

Arctic Monkeys - 2013 - AM

Подростковый лепет, перерастающий в потенциальную рок-классику. Умную, толковую, оставляющую шебутное послевкусие.


На коротком поводке вредно держать не только охотничьих собак и законных мужей, но и музыку, которая тоже чахнет без свободы.
Вся дискография Arctic Monkeys — это одна большая прогулка по пересеченной музыкальной местности с бегающими на свободе мелодиями, вольными ритмами и естественно накатывающими текстами, посреди дикорастущих аранжировок, под настоящим, будоражащим фантазию небом, а не удушающим продюсерским колпаком.   
Результат радует свободолюбивое ухо. Десятый год подряд команда Алекса Тернера ведет себя так, словно лишь недавно обзавелась инструментами, буквально на днях начала репетировать и только в момент выхода диска сообразила, как правильно надо было делать песни. «Правильно» окучивать свою музыку они так и не научились — и это самая большая творческая удача, которая могла произойти с командой, вытесненной с инди-окраин в статусный мейнстрим.
Конечно, пятый альбом «AM» не так по-панковски взрывоопасен, как дебют, не так психоделически паранормален, как «Suck It And See», и уж, конечно, не так патологически расчленен и вывернут, как «Favourite Worst Nightmare». Долгие годы в шоу-бизнесе волей-неволей дисциплинируют всех музыкантов, кроме разве что самых невменяемых. А Arctic Monkeys при желании умеют быть вполне адекватными и довольно внятно доносить свои идеи. Чем они старательно и занимаются на протяжении 40 минут и 11 песен, однако, увы, так и не находят, чем порадовать скептиков — не скатываются в занудство, не страдают предсказуемостью.   
Наоборот, школа магии имени Arctic Monkeys, сокращенно «AM», продолжает свою работу. Из ничего, из каких-то банальных риффов, неряшливо набросанных аккордов, из первых попавшихся мелодий с узнаваемо британским кроем, из фонового фальцета и лениво подпрыгивающего ритма, Тернер и компания создают Нечто. Некий труднообъяснимый, но ужасно притягательный феномен.
Подогревая интерес к релизу, фронтмен не раз уверял прессу, что альбом писался под влиянием хип-хопа и r'n'b. С автором спорить не будем, но останемся при своем мнении: даже если некоторые треки и навевают танцевальные настроения, например, «Fireside» или «Snap Out of It», то максимум, с чем их можно сравнить, — это с поп-роком в духе Робби Уильямса. Хотя изредка флюиды ритм-н-блюза так плотно пропитывают музыкальную ткань, что от них уже не отмахнешься — только еще глубже погрязнешь с сочном многоголосье, как в треке «Knee Socks».
Но гораздо чаще в атмосфере витают намеки на других кумиров, наделенных своим нелогичным, не поддающимся расшифровке обаянием. И первыми в очереди стоят, конечно, Blur, душевно-интеллектуальные собратья AM. Сколько ни экспериментировал Алекс Тернер со стилями и темами, а окончательно эмансипироваться от Дэймона Албарна так и не смог.
Конечно, он пошел другим путем, более непредсказуемым, не зацикленным на брит-попе, но интуитивно он все равно тяготеет к историям в духе Blur. Это чувствуется и в деловитых рок-активаторах («R U Mine?», «I Want It All»), и в расслабленной, неторопливой лирике («Mad Sounds»).  
Быть на кого-то похожим — не проблема. Проблема начинается тогда, когда артист, увлекшись подражанием, так и не дорастает до самого себя. Ситуация, немыслимая для Arctic Monkeys, группы, которой всегда есть что сказать, которая каждым шагом подтверждает статус одной из самых думающих, сомневающихся и ищущих, динамично развивающихся и многообещающих команд.
Как-то незаметно и для многих неожиданно вызывающий подростковый лепет, так заводивший в их первых песнях, уже перерастает в потенциальную рок-классику. Умную, толковую, оставляющую шебутное послевкусие. И альбом «AM» — это не что иное, как развернутая диаграмма роста. Эх, как хорошо растет музыка, которую не держат на коротком поводке!
Автор: Джой Тарталья

Комментариев нет:

Отправить комментарий